1
Программа адаптации воспитанников раннего возраста (от 1 до 2 лет)
МАДОУ «Детский сад №37» р. п. Теплая Гора на 2023-2024 учебный год (далее –
Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и федеральной
образовательной программой дошкольного образования.
Программа обеспечивает условия для адаптации и разностороннего развития
детей в возрасте от 1 до 2 лет с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям: физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому и художественно- эстетическому.
Цель
программы:
обеспечение
психологического,
личностного
и
интеллектуального развития детей от 1 до 2 лет через объединение усилий семьи
и педагогов.
Цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: предметная
деятельность, экспериментирование с материалами и веществами, ситуативноделовое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под
руководством взрослого; двигательная деятельность, игровая, речевая,
изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и
крупного строительного материала, самообслуживание и элементарные трудовые
действия, музыкальная деятельность.
Задачи программы:
- обеспечение ранней социализации и адаптации детей к поступлению в ДОУ;
- обеспечение освоения ребенком социального опыта общения со сверстниками и
взрослыми в совместной игровой деятельности;
- интеллектуальное и личностное развитие детей, с учётом их индивидуальных
особенностей;
- оказание помощи родителям в вопросах адаптации, воспитания и обучения
детей, организации присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;
- обеспечение социального общения детей, организации развлечений, досуговой
деятельности;
- обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития
детей от 1 до 2 лет через объединение усилий семьи и педагогов, высокой
мотивации к познавательной деятельности.
2
Содержание
1.Целевой раздел…………………………………………………………………….4
Пояснительная записка……………………………………………….......….……….4
Цель программы………………………………………………………………………6
Задачи программы……………………………………………………… …………....6
Возрастные особенности детей раннего возраста…………………………….…….7
Планируемые результаты освоения программы………………………...………….9
Особенности адаптационного периода………………………………………………9
Этапы адаптационного периода……………………………………………………..10
Формы, способы, методы и средства Программы………….……………………...12
2. Содержательный раздел………………………………………………………...13
Задачи и направления педагогической деятельности для успешного процесса
адаптации детей к условиям ДОО………………………………………………….. 13
Взаимодействие с родителями по сопровождению ребенка раннего возраста в
рамках индивидуальной траектории его развития……………………………….....19
Перспективный план работы с родителями на
адаптационный период……………………………………………………………….20
Диагностика…………………………………………………………………………...21
3. Организационный раздел………………………………………………………..22
Особенности организации предметно-пространственной среды……………….....22
Программно-методическое обеспечение………………………………………….26
3
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у
взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной сферы
сказывается и на психическом, и на физическом здоровье ребенка. Особенно
уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот
период детства ребенок менее приспособлен к отзыву от родных, более слаб и
раним, в этом возрасте адаптация к детскому саду происходит дольше и труднее,
чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость
выработки новых форм проведения требуют и от ребенка, и от взрослых больших
усилий. От того, насколько ребенок подготовлен к переходу в детский сад и от
того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители, зависят и
течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольную организацию
или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо
общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специально
обученные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих не
торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш
подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают постоянные разговоры о том, что
дети в детском саду много плачут, часто болеют.
Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребенка.
Но иногда они, не имея опыта воспитания детей, могут принести вред. У молодых
родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском
саду, о созданных там условиях воспитания и обучения. Поэтому нужно начинать
сотрудничество с семьями малышей перед их поступлением в дошкольную
организацию. Адаптацию ребенка к детскому саду мы видим в пребывании со
специально организованной деятельностью воспитателя и специалистов с
родителями и детьми на основе разработанной программы.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте
России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и
федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847) (далее – ФОП ДО).
Программа является документом, регламентирующим деятельность группы
раннего возраста, формируется как программа психолого - педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности
детей раннего возраста и определяет комплекс основных характеристик раннего
возраста.
Программа обеспечивает развитие личности детей от 1 до 2 лет в различных
видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
4
физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его
позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей;
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации, способностей детей и
охватывает следующие образовательные области:
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Нормативно-правовое обеспечение осуществляется на основе следующих
документов:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до
2025 года»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №
1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный №
30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный №
72264);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
5
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам
- образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 31 июля года № 373, зарегистрировано в Минюсте
России 31 августа 2020г., регистрационный № 59599);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
Цель
программы:
обеспечение
психологического,
личностного
и
интеллектуального развития детей от 1 до 2 лет через объединение усилий семьи
и педагогов.
Цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: предметная
деятельность, экспериментирование с материалами и веществами, ситуативноделовое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под
руководством взрослого; двигательная деятельность, игровая, речевая,
изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и
крупного строительного материала, самообслуживание и элементарные трудовые
действия, музыкальная деятельность.
Задачи:
- обеспечение ранней социализации и адаптации детей к поступлению в ДОУ;
- интеллектуальное и личностное развитие детей, с учётом их индивидуальных
особенностей;
- обеспечение освоения ребенком социального опыта общения со сверстниками
и взрослыми в совместной игровой деятельности;
- оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей,
организации присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;
- обеспечение социального общения детей, организации развлечений, досуговой
деятельности;
- обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития
детей от 1 до 2 лет через объединение усилий семьи и педагогов, высокой
мотивации к познавательной деятельности.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»
материала);
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
6
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой
и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников
не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от
региональных особенностей.
Образовательная деятельность в группе основывается на следующих
принципах:
- принцип индивидуализации - при подборе содержания занятий учитываются не
только возрастные возможности, но и личный опыт каждого ребёнка, а главное –
его интересы;
- принцип доступности - ведущая роль в обучении принадлежит игре-занятию,
которое предоставляет возможность каждому активно действовать и получать
порцию материала по способностям, с учетом индивидуального ритма;
- принцип приоритетности работы с родителями -деятельность и общение
взрослых с детьми многофункциональны, направлены на решение сразу
нескольких дидактических задач, задач развития;
- принцип личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с
дошкольниками, обеспечивающий психологический комфорт и способствующий
развитию детей, является основой педагогического процесса.
Возрастные особенности развития детей раннего возраста
На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется
предметно - игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры.
Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер
делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, нагляднодейственное мышление, чувственное познание действительности.
Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.
Постепенно совершенствуется ходьба. В подвижных играх и на музыкальных
занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.
В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на
диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку, а также
перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После
полутора лет у малышей кроме основных, развиваются и подражательные
движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети
привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.
7
В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе
знакомства с предметами, ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик,
шарик, «крыша» (призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет,
обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т.п.) и уточняя физические
качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат,
четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется
в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые
названия (большой красный мяч - маленький синий мяч, большой белый мишкамаленький черный мишка и т. д.).
При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают
действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.),
строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним,
мишки).
Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого.
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между
предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6–10 раз
быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов,
действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно
организовать деятельность и поведение малышей, формировать и
совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного
воспитания.
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора
годам он равен примерно 20–30 словам. После 1 года 8–10 месяцев происходит
скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и
существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда
и т. д.), а также предлоги.
В конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов.
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и
самообслуживании. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно
умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности.
Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как
называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку
выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года из 2–3 действий)
поручения взрослых. Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила
поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Общение с
взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.
На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым,
потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам
дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных
звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и
коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым,
хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо
знакомыми ему людьми.
Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой
деятельности и режимных процессах.
8
Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они сначала осваивают
умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, а затем играть вместе
по 2–3 человека, вести себя в группе соответствующим образом: подвинуться на
диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок и т.д.
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с
другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая
другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для
развития в будущем совместной игровой деятельности. Специфика
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
Программа реализуется на русском языке - государственном языке Российской
Федерации (ст.14 п.2 «Закон об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ,
ФГОС ДО ст.1,9).
Реализация регионального компонента в осуществляется в рамках:
- организованной образовательной деятельности;
- организации взаимодействия всех специалистов учреждения;
- организации взаимодействия с родителями воспитанников;
- организации праздников и досугов.
Планируемые результаты программы адаптации
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на
достижение целевых ориентиров ДО, которые описаны как основные
характеристики развития ребенка.
Основные характеристики развития ребенка представлены в виде перечисления
возможных достижений воспитанников.
Целевые ориентиры ступени образования в раннем возрасте определяют
социальные и психологические характеристики возможных достижений детей.
Особенности
адаптационного
периода
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую
для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным
процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность
всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным
(стресс). В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных
странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или
период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза
компенсации
или
период
адаптированности.
1. Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и
психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным
заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии
(длится
в
среднем
один
месяц).
2. Собственно адаптация.
Характеризуется
адекватным
поведением
ребенка,
т.
е.
все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на
фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со
9
средними
возрастными
нормами
(длится
три
пять
месяцев).
3. Фаза компенсации.
Темп развития убыстряется, в результате дети преодолевают указанную выше
задержку
темпов
развития.
Дети
адаптированы.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы
адаптационного
периода:
-легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении
нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со
сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного
раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие
несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух
раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько
снизился;
- тяжелая адаптация: значительная длительность (от двух до шести месяцев и
больше)
и
тяжесть
всех
проявлений.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей
высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия
предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от
резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома
и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах
воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными
поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное
отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.
Этапы
адаптационного
периода:
1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского
сада. Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад,
волнует многих родителей. Если малыша не готовить к этому важному в его
жизни событию, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с
неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными
явлениями.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого
необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к
режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок
дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. В процессе
подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания,
приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное
суфле и т.д. В это же время необходимо обратить внимание на формирование
навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с
ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком
группы
детского
сада
и
первые
впечатления
2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления
10
ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании
положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно,
старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть
привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес
к окружающему:
―Как мне здесь нравится!‖, ―Какие забавные зверушки сидят за столом!‖ и т.д.
Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет
посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие
действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей
стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть: то
приблизится
к
воспитателю,
то
побежит
назад
к
маме.
Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и
прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного
воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад ―к своему‖
шкафчику. То же самое можносказать и о выборе кроватки. Первую неделю
ребенок
приходит
в
детский
сад
и
остается
в
группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы или других родственников. За это
время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.
3
этап
–
постепенное
привыкание.
Постепенная
адаптация
может
включать
несколько
периодов.
Первый период:
―мы играем только вместе‖. На данном этапе мама и ребенок представляют собой
единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает
его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все
игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не
перестанет
бояться
и
не
начнет
отходить
от
мамы.
Второй период: ―я играю сам, но ты будь рядом‖. Постепенно малыш начинает
осознавать,
что
новая
обстановка
не
несет
опасности.
Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность
побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще
является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к
детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на
помощь,
организует
совместные
игры.
Третий период:
―иди, я немножко поиграю один‖. Рано или поздно настает момент, когда малыш
сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает
такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой
ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго
уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент
возвращения
мамы.
Четвертый период:
―мне
хорошо
здесь,
я
готов
отпустить
тебя‖.
И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и
спокойно отпускает маму. Воспитательница должна поддерживать в нем
11
уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и
покушает.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Формы, способы, методы и средства реализации Программы образования
определены в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и
индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных
потребностей и интересов.
Используемые формы реализации Программы в соответствии с видом детской
деятельности и возрастными особенностями детей:
- предметная деятельность (орудийно-предметные действия – ест ложкой, пьет
из кружки и др.);
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.);
- ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со
сверстниками под руководством взрослого;
- двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие
упражнения, простые подвижные игры);
- игровая деятельность (отобразительная, сюжетно - отобразительная, игры с
дидактическими игрушками);
- речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная
речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из
мелкого и
крупного строительного материала;
- самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки,
подметает веником, поливает цветы из лейки и др.);
- музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
Для достижения задач воспитания в ходе реализации Программы образования
педагог может использовать следующие методы:
- организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным
формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации,
игровые методы);
- осознания детьми опыта поведения и деятельности (разъяснение норм и правил
поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение
поступков и жизненных ситуаций, личный пример);
- мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития
эмоций, игры, соревнования, проектные методы);
При организации обучения традиционные методы (словесные, наглядные,
практические) дополнятся методами, в основу которых положен характер
познавательной деятельности детей:
- информационно-рецептивный метод – предъявление информации, организация
действий ребенка с объектом изучения (наблюдение, рассматривание картин,
рассказы воспитателя, чтение);
- репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений
12
и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе
образца воспитателя, беседа);
При реализации Программы образования педагог может использовать различные
средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов:
демонстрационные и раздаточные, естественные и искусственные, реальные.
Для развития каждого вида деятельности детей применяются следующие
средства:
–двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания,
занятий с мячом и др.);
–предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и др.);
–игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и др.);
–коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки и др.);
познавательно-исследовательской
и
экспериментирования
(натуральные
предметы и оборудование для исследования и др.);
–чтения
художественной литературы (книги для детского чтения,
иллюстративный материал);
–трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
–продуктивной (оборудование и материалы для лепки, рисования и
конструирования);
–музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и
др.).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Задачи и направления педагогической деятельности для успешного процесса
адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
В области социально-коммуникативного развития основными задачами
образовательной деятельности являются:
- создавать условия для благоприятной адаптации ребёнка к ДОО; поддерживать
пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;
- формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем
предметном окружении;
- создавать условия для получения опыта применения правил социального
взаимодействия.
Содержание образовательной деятельности.
Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает эмоциональный
комфорт детей в группе; побуждает детей к действиям с предметами и
игрушками, поддерживает потребность в доброжелательном внимании, заботе,
положительных отзывах и похвалы со стороны взрослых. Использует
разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты, мимику.
Педагог поощряет проявление ребёнком инициативы в общении со взрослыми и
сверстниками; хвалит ребёнка, вызывая радость, поддерживает активность
ребёнка, улучшая его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему.
13
Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки,
стихотворения и тому подобное, поощряет проявление у ребёнка интереса к себе,
желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении.
Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует
элементарные представления ребёнка о себе, своем имени, внешнем виде,
половой принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда,
прическа); о близких людях; о ближайшем предметном окружении.
Педагог создает условия для получения ребёнком первичного опыта социального
взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на
приветствие взрослого, благодарить; выполнять просьбу педагога).
Образовательная область «Познавательное развитие»
В области познавательного развития основными задачами образовательной
деятельности являются:
1) Поощрять целенаправленные моторные действия, использование
наглядного действенного способа в решении практических жизненных ситуаций,
находить предмет по образцу или словесному указанию;
2) Формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать
обозначающие их слова;
3)формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
4)развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному
окружению, природным объектам;
5)развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего
окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать
явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
Содержание образовательной деятельности.
1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
педагог концентрирует внимание детей на новых объектах, поддерживает интерес
к знакомым предметам, поощряет самостоятельные действия ребёнка, одобряет
их словом, интонацией, развивает стремление к общению со взрослым в ходе
выполнения обследовательских и поисковых действий с предметами; создает
условия для многократного повторения освоенных действий, вносит новые
элементы в игры-манипуляции. Демонстрирует разнообразные действия
со сборно-¬разборными игрушками, дидактическими пособиями, показывает
их постепенное усложнение, добиваясь самостоятельного применения детьми
усвоенных действий с игрушками и разнообразным материалом для
активизации представлений о сенсорных эталонах.
Поддерживает владение предметом, как средством достижения цели для начала
развития предметно-орудийных действий; развивает умение группировать
однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по
образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой), используя
опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы:
«кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и тому подобное. Развивает умение
пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для
14
определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по
цвету, форме; педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и
стремиться называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том
числе и объекты природы); развивает их наблюдательность, способность замечать
связи и различия между предметами и действиями с ними.
2) Окружающий мир:
педагог формирует у детей элементарные представления: о самом себе - о своем
имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет
руки, ест, играет, одевается, купается и тому подобное); о желаниях (гулять,
играть, есть и тому подобное); о близких людях (мама, папа, бабушка, дедушка и
другие); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и тому подобное); о блюдах
(суп, каша, кисель и тому подобное); о ближайшем предметном окружении –
игрушках, их названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях,
посуде); о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребёнку, ситуациях
общественной жизни.
3) Природа:
педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на картинке
и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных,
растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать
природные явления (солнце, дождь, снег и другие природные явления), их
изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки объектов живой
природы, побуждает их рассматривать, положительно реагировать.
Образовательная область «Речевое развитие»
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности
являются:
1)от 1 года до 1 года 6 месяцев:
- развитие понимания речи: расширять запас понимаемых слов; закреплять
умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые
действия, признаки предметов; понимать простые по конструкции фразы
взрослого;
- развитие активной речи: продолжать формировать у детей умение произносить
несложные звукоподражания, простые слова; развивать речевое общение со
взрослым; стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за
взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребёнку
людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия; добиваться от детей
коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении;
- привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора
(потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки
для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с
игрушками;
- реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при
чтении и пропевании фольклорных текстов;
- побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста,
песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении;
15
- рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжкахкартинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении;
2)от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
- развитие понимания речи: закреплять умение понимать слова, обозначающие
предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение;
понимать речь
взрослого и выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения;
- развитие активной речи: побуждать детей использовать накопленный запас
слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных
слов общеупотребительными; способствовать развитию диалогической речи,
воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы; побуждать детей
употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;
- развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок,
сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки- игрушки,
книжки-картинки);
- развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность
пестушек, песенок, потешек, сказок;
- поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в
процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных
художественных произведений;
- формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные
в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;
- воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических
произведений;
- побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребёнку
песенок и стихов.
Содержание образовательной деятельности
1)От 1 года до 1 года 6 месяцев:
- развитие понимания речи: педагог расширяет запас понимаемых слов ребёнка
за счет имени ребёнка, предметов обихода, названий животных; активизирует в
речи понимание слов, обозначающих предметы, действия («ложись спать»,
«покатай»), признаки предметов; закрепляет умение понимать речь взрослого, не
подкрепленную ситуацией;
- развитие активной речи: педагог формирует у детей умения отвечать на
простые вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»), повторять за педагогом и
произносить самостоятельно двухсложные слова (мама, Катя), называть игрушки
и действия с ними, использовать в речи фразы из 2-3 слов.
2)От 1 года 6 месяцев до 2 лет:
- развитие понимания речи: педагог закрепляет умение детей понимать слова,
обозначающие предметы в поле зрения ребёнка (мебель, одежда), действия и
признаки предметов, размер, цвет, местоположение предметов; совершенствует
умения детей понимать слова, обозначающие предметы, находить предметы по
слову педагога, выполнять несложные поручения, включающие 2 действия (найди
16
и принеси), отвечать на вопросы о названии предметов одежды, посуды, овощей и
фруктов и действиях с ними;
- развитие активной речи: педагог закрепляет умение детей называть окружающих
его людей, употреблять местоимения, называть предметы в комнате и вне
её, отдельные действия взрослых, свойства предметов (маленький, большой);
выражать словами свои просьбы, желания; педагог активизирует речь детей,
побуждает её использовать как средство общения с окружающими, формирует
умение включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций,
движений, мимики, жестов, слов); активизирует речевые реакции детей путем
разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин,
отражающих понятные детям ситуации, формирует у детей умение осуществлять
самостоятельные предметные и игровые действия, подсказывать, как можно
обозначить их словом, как развить несложный сюжет, иллюстрируя предметную
деятельность, развивает речевую активность ребёнка в процессе отобразительной
игры;
- в процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся транспортом
педагог в любом контакте с ребёнком поддерживает речевую активность,
дает развернутое речевое описание происходящего, того, что ребёнок пока может
выразить лишь в однословном высказывании.
- во время игр-занятий по рассматриванию предметов, игрушек педагог
закрепляет у детей умение обозначать словом объекты и действия, выполнять
одноименные действия разными игрушками.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
В области художественно-эстетического развития основными задачами
образовательной деятельности являются:
1)от 1 года до 1 года 6 месяцев:
- формировать у детей эмоциональный отклик на музыку (жестом, мимикой,
подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения;
- создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых
действиях под музыку;
2)от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
- развивать у детей способность слушать художественный текст и активно
(эмоционально) реагировать на его содержание;
- обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки
взрослого, вызывать к ним интерес;
- поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами,
предоставляя возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами,
мазками, линиями;
- развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить
звукоподражания и простейшие интонации;
- развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения,
соответствующие словам песни и характеру музыки.
Содержание образовательной деятельности
1)От 1 года до 1 года 6 месяцев - педагог приобщает детей к восприятию
17
веселой и спокойной музыки. Формирует умение различать на слух звучание
разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка).
Педагог содействует пониманию детьми содержания понравившейся песенки,
помогает подпевать (как могут, умеют). Формирует у детей умение заканчивать
петь вместе со взрослым. Педагог развивает у детей умение ходить под музыку,
выполнять простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой,
переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание
погремушкой, платочком; кружение, вращение руками - «фонарики»). В
процессе игровых действий педагог развивает у детей интерес и желание
передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).
2)От 1 года 6 месяцев до 2 лет - педагог формирует у детей эмоциональное
восприятие знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до
конца. Формирует у детей умение различать тембровое звучание музыкальных
инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент
(один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.
Педагог поощряет самостоятельную активность у детей (звукоподражание,
подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок). Продолжает развивать
умение у детей двигаться под музыку в соответствии с её характером, выполнять
движения самостоятельно.
Педагог развивает умение у детей вслушиваться в музыку и с изменением
характера её звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание,
кружение). Формирует у детей умение чувствовать характер музыки и
передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).
Педагог поощряет экспериментирование детей с красками, глиной, пластилином.
Педагог формирует у детей умение рисовать на больших цветных листах бумаги,
обращая внимание на красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит
характер совместных действий.
Образовательная область «Физическое развитие»
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития:
- создавать условия для последовательного становления первых основных
движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной
деятельности педагога с ребёнком; создавать условия для развития равновесия и
ориентировки в пространстве; поддерживать желание выполнять физические
упражнения в паре с педагогом; привлекать к участию в играх-забавах, игровых
упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным действиям;
укреплять здоровье ребёнка средствами физического воспитания, способствовать
усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу
жизни.
Содержание образовательной деятельности.
Педагог активизирует двигательную деятельность детей, создает условия для
обучения основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба),
развития координации при выполнении упражнений; побуждает к
самостоятельному выполнению движений; обеспечивает страховку для
18
сохранения равновесия; поощряет и поддерживает, создает эмоциональноположительный настрой, способствует формированию первых
культурно- гигиенических навыков. В процессе физического воспитания педагог
обеспечивает условия для развития основных движений и выполнения
общеразвивающих упражнений.
1)Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).
Основные движения:
- бросание и катание: бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль; катание мяча
(диаметр 20-25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя; ползание,
лазанье: ползание по прямой на расстояние до 2 метров; подлезание под веревку,
натянутую на высоте - 50 см; пролезание в обруч (диаметр 50 см), перелезание
через бревно (диаметр 15-20 см); лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз
(высота 1-1,5 метра); ходьба: ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении;
упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (шириной 25-20-15 см), по
ребристой доске; вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10-15-20 см
(ширина доски 25-30 см, длина 1,5-2 м) с поддержкой; подъем на ступеньки и
спуск с них, держась за опору; перешагивание через веревку, положенную на
пол, палку или кубик высотой 5-15-18 см со страховкой.
Общеразвивающие упражнения:
- упражнения из исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием
предметов (погремушки, кубики, платочки и другое) и без них;
- в комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперед и опускание,
повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед (положить
кубик и поднять его, перегибаясь через веревку, натянутую на высоте 40-45 см),
сгибание и разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.
2)Подвижные игры и игровые упражнения: педагог организует и проводит
игры - забавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к
активному участию и вызывая положительные эмоции. Детям предлагаются
разнообразные игровые упражнения для закрепления двигательных навыков.
Формирование основ здорового образа жизни: педагог помогает осваивать
элементарные культурно-гигиенические действия при уходе
за собой (при помощи педагога мыть руки по мере загрязнения, пользоваться
салфеткой, пользоваться личным полотенцем и так далее).
Взаимодействие с родителями по сопровождению ребенка раннего возраста в
рамках индивидуальной траектории его развития
В раннем возрасте большинство детей только приходят в детский сад, и родители
знакомятся с педагогами образовательной организации. Поэтому задача педагога
—заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка,
показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель
знакомит родителей с особенностями учреждения, своеобразием режима дня и
Программы, специалистами, которые будут работать с их детьми.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых
контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель
показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие
положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей
19
уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
В ходе бесед, консультаций педагог не только информирует родителей, но и
предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться
проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей,
помогает родителям почувствовать уверенность в своих педагогических
возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
- научить родителей поддержке и сопровождению своего ребёнка при
адаптационном периоде.
- сформировать психологическую готовность родителей к поступлению ребёнка
в детский сад.
- познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного,
познавательного и художественного развития детей раннего возраста и адаптации
их к условиям дошкольной организации.
- помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье,
способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурногигиенических навыков.
- познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социальноличностном
развитии
детей.
Совместно
с
родителями
развивать
доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную
отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
- совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности,
простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия
для развития самостоятельности детей дома.
- помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его
любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном
и социальном мире.
- развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком
дома, познакомить их со способами развития творческих проявлений ребенка в
разных видах художественной и игровой деятельности.
Перспективный план работы с родителями на адаптационный период
Название мероприятия
Цель проведения мероприятия
Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим
коллективом детского сада. Формирование положительного имиджа
Презентация детского сада
детского сада в сознании родителей. Формирование
доброжелательного отношения родителей к детскому саду
Анкетирование "Давайте
Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье
познакомимся»
Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во
время адаптации к детскому саду. Формирование единого подхода к
Консультация «Первый раз соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей
в детский сад»
Консультирование родителей на темы: режим дня; одежда по сезону и
для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к
одежде; формирование культурно-гигиенических навыков.
Консультация «Все о
Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском
20
детском питании»
саду и дома
Родительское собрание
Знакомство родителей с правилами посещения детского сада,
«Адаптация детей раннего результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на
возраста к ДОУ»
год. Выборы родительского комитета группы
Методы и приемы работы с родителями на период адаптации.
Методы и приемы
Цель
Удовлетворение потребностей родителей в
Групповые и индивидуальные консультации
получении информации по вопросам воспитания и
воспитателей
обучения детей
Совместные игры родителей и детей
(пребывание родителей в группе в период
Научить родителей играть и общаться с детьми
адаптации)
Показ родителям фрагментов детских игр –
Поощрять размышления родителей о достижениях
драматизаций, занятий, подвижных игр
детей
Поддерживать положительный опыт
Совместные игры родителей и детей
взаимодействия родителей и детей
(подвижные, театрализованные, дидактические) Помочь родителям глубже понять отношения с
детьми
Обмен опытом по способам и средствам
Побуждать родителей поддерживать друг друга
воспитания детей
Диагностика
Диагностика проходит по направлениям:
– характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета) (см.
приложение №3)
– заполнение индивидуального листа адаптации ребенка (см. приложение №2).
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест,
быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со
сверстниками.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по заполнению листа адаптации:
Первые 2 недели посещения (10 дней) – ежедневное наблюдение
С 3-й недели – наблюдения через день (пн, ср, пт, вт, чт)
При легкой адаптации – наблюдения 2 раза в неделю (начало недели и конец – пн,
пт.)
После болезни в период адаптации – первые 3 дня ежедневное наблюдение, затем
через день
Условно: Степени адаптации к условиям ОУ:
1)легкая адаптация:
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия,
угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой
активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность
практически не изменяются;
21
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 24 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение
месяца (2-3 недели нормативно).
2)Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит
восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20
дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней),
двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит
в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не
нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются
заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3)Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым
нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации
характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении),
резким нарушением
сна,
ребенок нередко
избегает контактов
со
сверстниками, пытается
уединиться, отмечается проявление агрессии,
подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен,
иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые
изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна
временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как
правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно
болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4) Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, –
стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «не садовский»
ребенок.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое обеспечение
Развивающая предметно-пространственная среда групповых комнат
Особенности организации предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей раннего возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, двигательной активности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна,
трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе
22
расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем
(в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей;
- для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой
деятельности с разными материалами.
Центр
Основное предназначение
Оснащение
Центр
двигательной
активности
Расширение
индивидуального
двигательного опыта в
самостоятельной
деятельности. Расширение
познавательного опыта, его
использование в повседневной
деятельности.
Центр
Познавательноисследовательский
Расширение
исследовательской
деятельности,
познавательного опыта.
Центр
сенсорного
развития
Расширение познавательного
сенсорного опыта детей.
Инвентарь для ОРУ: ленты,
флажки,
погремушки, платочки, кегли; мячи
разных размеров.
Дискомфортные коврики,
дорожки.
Инвентарь для массажа.
Дидактический материал.
Оборудование для ходьбы, бега,
равновесия, прыжков.
Для катания, бросания, ловли.
Для ползания и лазания.
Каталки
Природный и бросовый материал,
контейнеры для сыпучих и мелких
предметов
Муляжи фруктов, овощей; дикие
и домашние животные.
Предметы для
экспериментальной деятельности с
песком и водой (ёмкости,
материалы, воронки, шприцы
(пластмассовые без игл), ложки,
резиновые груши разного объема,
совочки, сито, формочки)
Кинетический песок в
контейнерах, формочки, валики,
печатки и т.д.
Разные виды бумаги: обычная
альбомная и тетрадная, калька,
наждачная, вощеная.
Пирамидка с кольцами трёх
контрастных размеров.
Коробки-вкладыши разной
23
Центр
дидактических
игр
Расширение познавательного
опыта детей.
Проживание, преобразование
познавательного опыта в
продуктивной деятельности.
Центр
конструирования
Проживание, преобразование
познавательного опыта в
продуктивной деятельности.
Центр игры
Реализация ребенком
полученных и имеющихся
знаний об окружающем мире в
игре. Накопление жизненного
опыта.
Центр книги
Формирование умения
24
формы и сечения.
Фигурки – вкладыши.
Наборы со шнуровками,
застежками, щеколдами.
Крупная геометрическая
мозаика.
Сенсорные коробки с
различным наполнением, мелкие
игрушки.
Наборы геометрических фигур плоски
Верёвочки разной длины, ленты
широкие и узкие.
Текстильные книги с различной
текстурой.
Бизиборды.
Матрёшки 3 и 5 местные.
Лото в картинках
Предметные и сюжетные
картинки
Настольно-печатные игры
разнообразной тематики и
содержания
Наборы иллюстраций
тематического содержания
Вкладыши различной тематики
Дидактические игры на форму,
цвет, размер, количество, часть –
целое, сходства и различия.
Напольный строительный
материал.
Настольный строительный
материал.
Мягкий конструкторы.
Крупный LEGO.
Крупные мягкие конструкции
(блоки, домики, тоннели и пр.) для
легкого изменения игрового
пространства.
Транспортные игрушки.
Оборудование и атрибутика для с/р
игр повозрасту детей: «Семья»,
«Магазин»
Предметы-заместители.
Конь-качалка.
Машины крупные, средние,
мелкие.
Резиновые игрушки крупные и
средни
Игрушки-забавы.
Заводные игрушки.
Погремушки.
Детская художественная
Центр
музыки и
театра
Центр
творчества
самостоятельно работать с
книгой, «добывать» нужную
информацию.
Детская художественная
литература в соответствии с
возрастом детей
Иллюстрации по темам
образовательной
Развитие творческих
способностей ребенка.
Проживание, преобразование
познавательного опыта в
продуктивной деятельности.
\
25
литература в соответствии с
возрастом детей
Иллюстрации по темам
образовательной деятельности по
окружающим миром и
ознакомлению с художественной
литературой
Музыкальные инструменты:
колокольчики, бубны,
металлофоны,
барабанчики, дудочки,
аудиосредства
Музыкальные игрушки
(озвученные, неозвученные)
Ширмы
Элементы костюмов (маски,
полушапочки героев сказок)
Различные виды театров:
пальчиковый, настольный,
«Бибабо» и др.
Предметы декорации
Аудизаписи сказок,
литературных произведений
Бумага разного формата, формы,
тона
Материал для изобразительной
деятельности: краски, карандаши,
мелки, баночки- непроливайки,
бумага, клей, салфетки, пластилин,
стеки, доски и т. д.
Доски для рисования мелом,
фломастерами.
Цветная бумага и картон.
Трафареты
Программно-методическое обеспечение
1. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего
возраста. Практическое пособие. – Спб.: Паритет, 2004
2. Программа «Музыка с мамой». Железнов С., Железнова Е.
3. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего
возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.
4. Алямовкая В. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144с.
5. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
- Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.
6. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
7. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.:
Сфера, 2006. - 128 с.
8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных
учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
26
Приложение №1
Примерные игры в адаптационный период
(Игры для налаживания контакта с ребенком)
«Дай ручку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует
проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова
обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы
общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик
— лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли
смотреть в лицо друг другу.
«Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует
повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет
проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и
прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения
между людьми.
«Хлопаем в ладоши!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы
хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
—Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия
педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и
совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать,
возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
«Ку-ку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта; развитие внимания.
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
27
Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру
можно повторить несколько раз.
«Лови мячик!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним.
Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга,
широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить
мячик вобратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик! Игра проводится в течение некоторого
времени, прекратить игру следует при первом
«Котѐнок»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта. Оборудование: мягкая игрушка котѐнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котѐнка и предлагает
погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришѐл котѐнок — маленький, пушистый. Давай
погладим котѐнка—вот так. Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! — Позвала котѐнка Юля. Не спеши домой, постой! —И
погладила рукой. Можно продолжить игру с котѐнком: напоить его молочком,
показать, как котѐнок умеет прыгать, махать хвостиком.
«Шарик»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в
зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты
угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем
выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и
показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и
раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри!
Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется
повторить многократно.
28
«Платочек»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок
не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был
приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться
полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за
тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери
видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно
играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите
малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок
у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок
ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау! После этих слов стяните платок с головы
ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно
повторять многократно.
«Хлопушки»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает
ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
«По ровненькой дорожке!»
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично
подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает
вид, что роняет ребенка.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму — Бух!
«Догоню-догоню!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта; развитие движений.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки:
—Давай играть - ты
29
убегай, а я буду тебя догонять! Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При
этом не стоит спешить —дайте возможность малышу побегать, почувствовать
себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит.
Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка
элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает
тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда
уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш
испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
«Иди ко мне»
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,
ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит,
воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра
повторяется.
«Выдувание мыльных пузырей»
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая
трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на
трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не
коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей,
куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать
мышцы рта очень полезно для развития речи.)
«Догонялки» (проводится с двумя-тремя детьми.)
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры.
Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в
догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться, кукла их
догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
«Покатаемся на лошадке»
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на
колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша
едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок повторяет тихо:
«Нно-нно».
Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги,
лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с
воспитателем, затем самостоятельно).
30
Приложение№2
Ф.И.О.________________________________________________________________________________________
Возраст к моменту поступления в ДОУ_____________________________________________________________
Показатели
адаптации
Аппетит
Сон
Общий
эмоционал
ьный фон
Взаимодей
ствие со
взрослым
и
Дни
наблюдения
Дата
посещения
Итог
3-ест самостоятельно
и охотно
2-позволяет
взрослому себя
кормить,
избирателен в еде
1-отказывается от
еды, капризничает
3-сон спокойный,
глубокий, засыпает
быстро
2-засыпает долго, с
плачем, беспокойный
сон
1-отсутствие сна,
плач
3-положительный
(уравновешенный)
2-неустойчивый
(подвержен частой
смене настроения)
1-отрицательный
(напряженный,
печальный,
безучастный)
3-инициативен
2-принимает
инициативу
взрослого
1-уходит
от
взаимоотношений
/реакция
31
протеста
Взаимодей
ствие
с
другими
детьми
Познавате
льная
и
игровая
деятельно
сть
Разлука с
матерью
Социальн
ые
контакты
Средства
общения
3-инициативен
2-принимает
инициативу другого
ребенка
1-пассивен/реакция
протеста
3-активен
2-активен при
поддержке взрослого
1пассивен,
демонстрирует
реакцию протеста
3 – спокойная
2 – легкое
беспокойство
1 - тяжелая
3 – ребенок активен,
вступает во все виды
контактов
2 – ребенок
насторожен,
конфликтует с
окружающими
1 – избегает
контактов, постоянно
плачет
3 – активная речь
2 – лепет
1 – предметные
действия
Баллы:
УРОВНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ
23 – 27 БАЛЛА – ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – в течение дня у ребенка радостное, спокойное эмоциональное состояние. Он охотно идет на контакт со взрослыми
и детьми. Реакция на изменение обычной ситуации положительная.
14 – 22 БАЛЛА – СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – состояние ребенка в течение дня неустойчивое. Присутствует настороженность. Ребенок конфликтует со
взрослыми и детьми. На изменения привычной ситуации реагирует с тревогой.
1 – 13 БАЛЛА – НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – ребенок в течение дня напряжен, агрессивен. Эмоциональное состояние нестабильно. Ребенок выглядит
равнодушным, ничем не интересуется. На изменение привычной ситуации реагирует плачем.
32
Приложение №3
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф. И. ребенка
___________________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка особенные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет особенных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
А) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
А) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
А) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
А) да
33
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
А) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли очень сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
А) да
б) нет
Большое спасибо!
34
Приложение № 4
Рекомендации для родителей
«Условия успешной адаптации ребенка к ДОУ»
Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо
выполнять следующие рекомендации
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы
хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например, «Детский сад — это такой
красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты
познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все
приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие
кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много
интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со
всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на
работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы
тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне
расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня
интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих
детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но
нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить
«радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского
сада».
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло
— он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии
малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли
в детский сад. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в
какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и
чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать
себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он,
что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему
будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда.
Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок
запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда
ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он
чувствует себя увереннее. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к
кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например, «Если ты
захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель
нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом».
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому
требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и
иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу:
«Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного
подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например,
вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит
пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре.
Поддерживайте такие игры. Приготовьте вместе с ребенком «радостную
35
коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки,
которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют
других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными
предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь
ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда
смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную
собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда по утрам, вам проще будет
отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать
отношение с другим ребенком.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени,
просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим
детям.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков
внимания, и ему будет проще отпустить вас. Помните, что на привыкание ребенка
к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы,
возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность
подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. Убедитесь в собственной
уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок
отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского
воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы
воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у
родителей которых нет альтернативы детскому саду. Ребенок привыкнет тем
быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить
отношения. Помогите ребенку в этом.
Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в
присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о
Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и
поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши
отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет
привыкнуть вашему ребенку. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и
терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас,
необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и
его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите
с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте
ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает
страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и
становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все
получится!»
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список
рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
36
37